facebook

                                  Ездим Сами – лучшие места отдыха в Украине

Ливадия и Ореанда
Статьи - Отдых в Крыму
В трёх километрах к югу-западу от Ялты находится Ливадия, а за ней Ореанда.  Расположена Ливадия на северо-восточном склоне горы Могаби и доступна ветрам, дующим  со стороны моря. Поэтому зимой здесь несколько холоднее, чем в Ялте.  Летом же много солнечных безоблачных дней. Климатические особенности Ливадии и ещё более тёплой Ореанды, закрытой высокими скалами и крутыми склонами гор, хороши для выращивания винограда, южных плодовых культур и декоративных растений.  
В конце XVIII века в Ливадии находилось греческое селение, называвшееся Ай-Ян  (Святой Иоанн).
Позже греки этой деревни были переселены  в Мариупольский округ, а земли Ливадии и Ореанды попали в руки генерала Ревилиотти -командира Балаклавского греческого батальона. В 1834 году территорию, занимаемую Ливадией, что по-гречески  означает «луговина»,  «поляна», купил граф Потоцкий, для которого выстроили дом и службы. На 40 десятинах вокруг дома ботаник Делингер разбил парк. В 1860 году Ливадию приобрело удельное ведомство для царской семьи. К тому времени Романовы уже владели имением  «Ореанда», где в 1854 году был построен дворец и заложен парк из экзотических растений (дворец в 1882 году сгорел, долгое время там сохранялись развалины).
Ливадию царская семья впервые посетила летом 1861 года, а в 1862 году сюда приехал придворный архитектор Ипполит Монигетти и возвёл  до шестидесяти построек, переделав одновременно во дворец  прежний дом Потоцких. Впоследствии он назывался «старым дворцом». Тогда же был построен Малый дворец в восточном стиле.
В 1911 году на месте старого дворца за короткое время был построен Белый дворец, дома для царской свиты, для министра дворца, многочисленные службы,  конюшня, гараж, склады, а также жилые дома для прислуги. На окраинах имения появились офицерские корпуса, казармы для солдат и казаков, охранявших Ливадию,  Ореанду  и царскую семью при её приезде в Крым.
Ливадия была одна из крупнейших имений Романовых, большим виноградарско-винодельческим хозяйством. Сотни людей трудились на горных плантациях под жгучим южным солнцем. Рабочие, особенно сезонные, жили в страшной нищете, в то время как в роскоши и развлечениях проводили лето в Ливадии русские цари.
После убийства народовольцами Александра II Ливадия и Ореанда были запретным местом. Охраняли имение около тысячи солдат, казаков, полицейских, жандармов. 
На украшение  ливадийских  церквей, содержание двора, а также многочисленной прислуги  (до тысячи человек) тратились  огромные деньги.  Пребывание Романовых в Ливадии вызвало лишние расходы у ялтинского земства, они тяжелым бременем ложились на плечи трудящихся.
Одна лишь постройка нового дворца в Ливадии стоила около двух миллионов рублей.
В Ливадии веселились царь и его свита, а вокруг тысячи простых русских людей погибали от чахотки и голода. В одном из номеров ялтинской газеты «Русская Ривьера» писалось:  «Южный берег переполнен лёгочными больными, преимущественно из разных мест России.  Большинство стекающихся в Крым для лечения скромных тружеников по их материальной необеспеченности  не в состоянии устроиться здесь, в условиях, благоприятных для восстановления своего здоровья,  впоследствии крайней дороговизны курортной жизни….»
Перед каждым приездом в Крым Романовых в Ялте и её окрестностях производились обыски, все лица, казавшиеся подозрительными, высылались в течении суток.
«…..7 октября в находившемся на Южном берегу Крыма имении русского царя «Ливадия» произошёл великий скандал: забастовало 50 рабочих. Причина забастовки – недовольство рабочих неисправной выдачей денег и грубым обращением.  Главный управляющий имением царя генерал Евреинов пытался «успокоить» собравшихся в конторе рабочих, уверяя их, что «они шумят из за пустяков», что их сбивают злые люди» и прочее…
В период подъёма революционного движения  1905-1906 годов Ялта и Ливадия не оставались в стороне.  На стенах зданий города и окрестностей появлялись надписи: « Долой проклятое самодержавие» «Долой Николая».
В одном из своих донесений прокурор окружного симферопольского суда писал: «Рабочее население Ялты сильно волнуется и может произвести беспорядки, причём в беспорядках этих могут принять участие и чины  ливадийской роты, держащей караул в имении его величества «Ливадия».
В архиве библиотеки при Крымском  областном краеведческом музее сохранился интересный документ» - «Устав Союза служащих имений «Ливадия» и «Ореанда», утверждённый общим собранием 23 апреля 1917 года. Он свидетельствует о том,  что в бурном 1917 году трудящиеся царских имений объединились для защиты своих прав и организовали профсоюз.  
во время боёв за власть Советов в январе 1918 года ялтинские красногвардейцы разоружили в ливадийских казармах контрреволюционных эскадронцев.
За годы Советской власти вырос  ряд новых санаторно-лечебных корпусов, и ливадийская группа санаториев в 1931 году была преобразована в ливадийский лечебный комбинат. Перед великой отечественной войной ливадия являлась широко известным климатическим курортом. Немецкие захватчики нанесли огромный ущерб ливадийским здравницам. Они вывезли ценнейшее медицинское оборудование, разграбили Белый дворец, разрушили почти все здания, построенные в советское время, подожгли свитский корпус и уничтожили Малый дворец.
Только благодаря стремительному продвижению по южному побережью Крыма частей Советской Армии и смелым действиям крымских партизан, создавших панику в рядах отступившего врага, был спасён от уничтожения Белый дворец.
Ливадия стала госпиталем для раненых солдат и офицеров Советской Армии- освободителей Крыма и Украины.
В середине 1944 года в ливадийском дворце были проведены большие реставрационные работы. В восстановлении и обновлении лепных и мраморных украшений принимали участие несколько старых мастеров ялтинцев, работавших в 1910-1911 годах на строительстве дворца.
В феврале 1945 года в белом двухсветном зале большого ливадийского  дворца проходила Ялтинская , или Крымская, конференция руководителей трёх великих  держав-СССР, США и Великобритании. Заседания длились с 4 по 12 февраля. В конференции принимали участие министры иностранных дел трёх держав и военные советники.
Здесь же во дворце размещалась американская делегация. Главе её Ф. Рузвельту были предоставлены комнаты нижнего этажа, прилегающие к залу заседания с восточной стороны.
Английская делегация размещалась в  алупкинском  дворце, а советская делегация жила в кореизском. Ялтинская конференция – одна из важнейших международных совещаний в годы второй мировой войны. Конференция согласовала планы трёх союзных держав.
Для поддержания мира и международной безопасности Крымская конференция вынесла решение о создании Организации Объединённых Наций.
На Белом дворце установлена мемориальная доска.
Особенной достопримечательностью  является белый ливадийский дворец.
Это двухэтажное здание из  инкерманского камня, добываемого вблиз Севастополя. Камень легко поддается обработке, отличается прочностью и не требует побелки и штукатурки.
Дворец построен в стиле раннего Возрождения – итальянского Ренессанса.  Основными мотивами композиции послужили архитектурные памятники Флоренции. Вмешательство Романовых в постройку дворца привело к целому ряду искажений основного архитектурно- стилистического замысла. С восточной стороны он получился слишком растянутым, с западной стороны его портит дворцовая церковь.
Дворец и соседние два здания для свиты строили с 23 апреля 1910 года по 14 сентября 1911 года две с половиной тысячи русских и украинских рабочих. Работали они от зари до позднего вечера а иногда и ночью при свете костров и факелов. Придворный архитектор и инженеры подгоняли рабочих, хотели выслужиться перед  царём.
Стоит дворец на фундаменте из серого мраморовидного известняка. В нём около шестидесяти комнат. Бывшие парадные комнаты первого этажа богато и искусно  отделаны деревом.  Это труд русских и украинских мастеров.  Резьба по дереву выполнялась итальянскими мастерами. Большой зал в северной части здания (на 300 человек) отличается исключительной красотой лепных украшений потолка. Огромные окна с зеркальными стёклами, расположенные по обе стороны зала, пропускают много света. В феврале 1945 года в нём проходили заседания Ялтинской конференции.
Что бы познакомится с отдельными архитектурными деталями дворца, надо пройти к главному входу, расположенному по северному фасаду здания. Перед входом большая площадь, а вдоль опорных стен, ограничивающих площадь с запада, стоят скамьи для отдыха. На верхнем краю опорных стен большие терракотовые вазы с декоративными растениями, а между вазами растут кусты мушмулы и пампасская трава с высокими шелковистыми  султанами- цветами. Главный вход во дворец оформлен с большим техническим мастерством.  Арка и попарно стоящие колонны из голубовато-белого мрамора являются образцом прекрасной работы русских и итальянских мастеров – резчиков по камню.
Мраморное оформление дверей выполнено по мотивам  рисунков  великого  художника  эпохи Возрождения  Рафаэля. Подлокотники мраморных диванов у входа изображают грифонов. В медальонах над колоннами высечены буквы русского алфавита.
Во внутренние помещения дворца ведут несколько лестниц. Одна из них находится на углу здания с восточной стороны и соединяет перголу  из вьющихся роз со вторым этажом. На углу этой лестницы установлена серая скульптура химеры – мифического существа с львиной пастью, змеиным хвостом и козьим туловищем. Под  лестницей небольшой каменный колодец.  Подкова на одной из дверей дворца (в центре восточного фасада) и множество предметов культа, находившихся здесь ранее, свидетельствуют о суеверии бывших владельцев Ливадии. Действительно,  в отношении мистического окружения Романовы побили все рекорды. Одних только икон и иконок во дворце было 750 штук.
С западной стороны дворца расположена домашняя церковь  в византийском стиле, построенная архитектором  Монигетти в 1866 году. Мозаичная живопись алтаря и роспись стен была выполнена итальянцем  Сальвиатти и русскими художниками  Поповым и Байдеманом. Напротив церкви небольшая башенка – звонница и рядом с ней из серого мрамора колонна, на которой полукругами выгравированы 14 полустиший, их которых только десятое - на арабском языке, а остальные 13 – на турецком.
В них воспевается  «его величество шах, султан, победитель, как Александр (подразумевается Александр Македонский), совершивший путешествие в эти места счастливо и благоденственно по возвращении из города  Рущука…»
Рущук – крепость на правом берегу Дуная, недалеко от Бухареста, входившая тогда в состав Османской империи. Весь смысл стихов сводится к восхвалению «шахского шествия….. по этой дороге…»
Личность о которой говорится в надписи, - турецкий  император Султан – Махмеджан  II  (1785-1839 гг.), в честь которого сделана эта колонна.
В конце дата – 1253, которая соответствует  1838 – 1839 гг. нашей эры и подпись:
«Бедные Ясари –заде  (и)  Мустафа  Иззад. Пусть  (бог) простит обоим»
По – видимому, один из них – автор  стихотворения, а другой гравёр.
Судя по содержанию надписи, колонна доставлена в Ливадию из какого либо места Османской империи  (возможно с. Балкан) в ознаменование победы русской армии над Турецкой в войну 1877 – 78 гг. Вывозить сувениры было традицией победителей.
Несколько выше и правее колонны – изящный мраморный фонтан в арабско – турецком вкусе. Из бронзовой головки барашка вытекает струйка воды. Фонтан построен на месте бывшего здесь некогда источника. Вода чистая,  питьевая. На мраморной доске фонтана в верхней части арабскими буквами высечено слово «Ливадия». 
Замечательной декоративной частью дворца считается внутренний Итальянский дворик, он же зимний сад. Этот дворик характерен для эпохи Возрождения,  подобные ему были широко распространены  в постройках Италии XV-XXI веков. Коллонада   дворика образует внутреннюю галерею. Красивы ажурные двери из кованого железа и художественные решётки в проёмах окон. Их тонкий, словно кружево, узор прекрасно гармонирует с белизной стен здания.  В центре цветника – мраморный фонтан, вдоль стен расположены мраморные диваны с резными спинками.
Слева от дворика кухонные постройки, перед  которыми устроена небольшая галерея из мраморных колонн.  На западной стене этой галереи обращает на себя внимание миниатюрный барельеф – копия  фрески  ватиканского  собора в Риме.  На западной стене этой галереи обращает на себя внимание миниатюрный барельеф – копия фрески ватиканского собора в Риме.  На фреске изображена античная школа философов двух направлений:  материалисты во главе с Аристотелем и идеалисты во главе с Платоном. Философы  показаны в различных позах: беседующими  между собой,  рассуждающими и объясняющими различные проблемы.
Если пойти мимо мраморного фонтана «Ливадия» по левой дорожке, то откроется вид на два здания. Первое из них – трёхэтажный особняк в стиле модерн из серого крымского известняка,
построенный для министра царского двора Фредерикса. Следующий большой дом- дворец строился для царской свиты. Выполнен он в стиле нового Ренессанса.
Оба эти здания сооружались  одновременно с Белым  дворцом по проекту архитектора  Н.П. Краснова. Здания дворца окружены обширным (60 га) лесопарком с преобладающими в нём естественными насаждениями.  Ливадийский парк разбит в ландшафтном стиле.  В композиции зелёных насаждений парка использованы интересные экзотические,  а также местные растения. Особенно хороша роща дубов около Белого дворца, напротив восточного фасада. Парковая территория, примыкающая к дворцу с южной и восточной сторон, покрыта низкорослыми деревьями и кустарниками. Благодаря этому из окон дворца и соседних зданий открывается прекрасный вид на море и горы.
В ливадийском парке много редких растений – столетние секвойи  (мамонтово дерево), серебристые  атласские кедры, итальянские сосны, тисы, разные виды пихт.  Много вечнозелёных лиственных и листопадных растений.  Прекрасны вековые платаны. Парк изобилует групповыми посадками однородных пород растений. 
В разных направлениях по парку расходятся асфальтированные дороги, дорожки и тропы. Они очень удобны для ходьбы и прогулок. Особенно популярна тенистая тропа, идущая от дворца к беседке в Ореанде. В прошлом её назвали «царской тропой», ныне «тропой туриста».
Чтобы попасть на «тропу туриста», надо  дойти до южного угла 3-го корпуса  (бывшего свитского дворца) и повернуть налево. Идти вдоль опорной стены. Верхняя часть её украшена балюстрадой. Дойдя до нижнего поворота дороги, надо свернуть  вправо на тропу, покрытую мелкой светлой щебёнкой. Это  и есть бывшая «царская тропа».  Она начинается напротив небольшой лестницы, ведущей на площадку с розами. Там же стоит у стены большой беломраморный диван.
Если пройти по этой тропе в юго-западном направлении километр с четвертью, попадёшь  на скалу,  увенчанную белой беседкой, полукруглой формы,  из которой открывается вид на всю

Ореанду.
                                                        ОРЕАНДА
Ореанда – очаровательный уголок Крыма. Зелень сплошь заполнила всю котловину и её склоны. Скалы и утёсы придают  Ореанде особую живописность. У подножья одной из скал пруд с лебедями. Вечнозелёная растительность имеет вечнозелёный вид даже зимой.
Прогулку по Ореанде рекомендуется  закончить на вершине Крестовой скалы. Пройти к ней можно по тропе, идущей вправо от беседки. Тропа пересекает асфальтированную дорогу, спускающуюся к санаторию «Нижняя Ореанда», а затем немного поднимается вверх по склону и подходит к подножию Крестовой скалы.
Со скалы открывается прекрасный вид на Ореанду  и побережье, на бескрайние просторы моря. Вокруг громадные серые скалы и горы останцы. Одни нависли стеной над шоссе и лесными тропами, другие, оторвавшись от основных массивов, спустились к самому берегу моря. На юге – вдоль берега сереют скалы Ай-Тодора: Лимен-бурун и Парус.
На востоке – далеко выдвинутый в  море гигантский массив  Медведь-горы.  Видны  большой  ялтинский рейд , часть самой Ялты и поднимающийся над ней Никитский хребет.
А внизу, под скалой, густая зелень векового парка, сомкнутые кроны деревьев и среди них старейший в Крыму платан-могучий исполин среди своих зелёных собратьев. Интересна растительность и на самой скале. Здесь на отвесных каменных кручах растут великолепные экземпляры древовидного можжевельника и дикой фисташки, насчитывающих не одну сотню лет, а иные и тысячелетний возраст. Кажется невероятной возможность существования растений на оголённых скалах, иногда висящих большей частью своих корней и ветвей над глубоким обрывом или громадными змеями выползающих из расщелин скал.
Эта поэтическая красота  великолепного пейзажа, открывающегося со скалы, надолго остаётся в памяти.