Величественно катят сыни, украшенные волшебными бриллиантами, волны красавец Свитязь. Тысячи людей объяснялись ему в самых чистых, самых благородных чувствах, однако ничего не влияет на его невозмутимость, спокойно приветствует он того, кто приходит с хорошими намерениями и того, кто оставляет на его берегах физическую или моральную грязь. За свою долгую жизнь пришлось увидеть всякого, могучий врач, время стерло из памяти не одну кровавую рану. Когда первый поселенец подошел к озеру и всмотрелся в его голубю даль, то, видимо, подумал: не море ли это? Что там за горизонтом? Может то синь озерная голубится в зеленых массивах лесов или зеленые острова плавают в сини озерной? О размерах озера ходят легенды. Длина его 9,3 км, ширина 4,8 км, средняя глубина - 7м, а у северо-западной части озера обнаружена западина 58,4м. Украинский Байкал глубже прославленного венгерского Балатона, и легендарную белорусскую Нароч. При лето в Свитязи прогреваются только поверхностные воды, на глубине температура воды составляет 6-8 градусов. Озерная вода очень чиста, прозрачна и светла, зимой мелкие предметы в ней можно видеть на глубине 5 и больше метров. Свитязь озеро карстового происхождения. Питают его артезианские источники. Берега и дно составлены из белого мела и прикрыты песчаными ледниковыми отложениями "Без Бога ни к порогу", - по такому правилу жили наши предки, потому что уже в архивных документах за 1531 год вспоминается о церкви и парафию с.Свитязь, что входила в состав Любомильской протопопии. Именно же поселение относилось к Любомильского староства Хомской земли Руского воеводства Польши. В налоговых реестрах Хомской земли за 1533 год вспоминается, что храм с.Свитязь платил на год 16 грошив налога, а в 1564 и 1589 годах - 2 форинта. Историки твердят, что на то время Свитязь принадлежал князьям Сангушкам, которые происходили из рода князя Владимира Святого, что это были князья древнерусские, православные. Действительно, листая архивные документи, находим запись, которая сделала в Свитязи князь Роман Сангушко, староста Житомирский в апреле 1560 года. Его отец - Федор Сангушко (владимирский староста (1531-1547), маршалок Волынской земли (1531-1547)) был неутомимым поборником Православия, меценатом многочисленных храмов древнего Владимира, Берестия, Киева, Свободная, Луцка, а также основателем церкви святого Миколая в Милецкому монастыри, Видубицкого, Жидичинского и Зимненского монастирів. Похороненный в Киево-печерской Лавре. Роман Сангушко же из дружиною похороненные в княжеской усыпальнице в Милецкому монастыри согласно их завещанию. К тому же времени относятся и первые научные исследования о.Свитязь. Фламандский картограф Герард Меркатор дважды делает попытку нанести озеро на карту. По его данным длина Свитязя была сверх 15км, ширина - больше 10км. Действительно ли это было так? На этот вопрос могут дать ответ только ученые. А свитязька церковь после Берестейской унии 1596 года под давлением католической Польши становится униатской, ее священники, которые придерживаются восточного обряда поддаются издевательством со стороны польских землевладельцев. Так в 1719 году священники с.Свитязь (о. Василий Лобачевский) и с.Пульмо подавали жалобу на шляхтичей Яна Мицельского и Анну Сесчивитовску за грубое отношение к ним. Но имела церковь и своих покровителей: князь Дмитрий Корибут Вишневский, староста Любомильский, выдал ей разрешение на собственные угодья. 6 июля 1659 года дипломом короля Яна Казимира Любомльске староство вотчинным земским правом (в том числе и Свитязь) было подарено киевскому воеводе, гетману Запорожских войск Ивану Виговскому, а после его смерти - сыну Остапу. Юридически Виговски владели им до 1768 года, но жили здесь намного дольше. А 2 мая 1775 года Любомль с прилегающими к нему землями был передарен графу Францишеку-ксаверию Браницкому когбудто за то, что он в 1762 году спас от смертельной опасности будущего короля Польши Станислава-августа Понятовского. Поляки о графе писали: «От самых молодых лет отважный и веселый, пренебрегал безопасностью, безумный безумец .Был толковым, быстрым но не ученым. Стрелял на лету, в колодку ножа попадал издалека». Но одевался не за польским обычаем, а по-козацки. Граф в Свитязи позволил свободную рубку леса для храма. После третьего деления Польши в 1795 году вся территория Любо-мильского староства была присоединена в Волынь. Начался процесс возвращения в Православие. Так Свитязька церковь стала относиться к Любомильского благочинного округа Володимир-волинского уезда Волынской епархии. В ведомости о церкви святих апостолов Петра и Павла от 23.12.1796 года отмечено, что храм деревянный, старый, но к священнослужения пригодный. Имеет приписные села Смоляри и Голядин. В с.Свитязь насчитывается 101 двор, 508 взрослых жителей, всего же прихожан с приписными селами - 643, к церкви принадлежало пахотной земли в три смены на 27 дней на 21 косаря. 22 января 1834 года храм згорев от недоженной свечи. Удалось спасти легкие вещи, книги, копии метрических книг, начиная с 1799 году. Но уже в 1835 году свитязяни свели деревянную каплицу из дзвиницею, которая имела то же название. Возможно, ее строили ближе к озеру. В начале 1840-х годов стараниями сына Ксаверия граф Владислава Браницкого (1782-1843) в Свитязи начат строительство каменной церкви. Село тогда насчитывало 140 дворов и 1150 жителей. Строительство же храма закончила жена Владислава - графиня Роза Станиславовна Потоцка уже после смерти мужчины. Известно, что семья Браницких построила храмы в Шацку и в Главном. В 1846 году церковь была освящена. Священниками на то время были о.Федор Тетеруковский (до 1843 г.) и о. Свфимий Пинькевич (из 1843 г. и позже). Сооружение сведено на восточном берегу озера, одноку-польна. Центральная часть имеет в своей основе круг, с запада к ней пристроен притвор, с востока - алтарь. Из юга и севера - четирех-колонни тосканские портики с двускатной крышей. Центральная часть выше, она завершается куполом,
который переходит в небольшой барабан, завершенный луковицей с крестом. Второй ярус завершается карнизом. Фасады церкви оштукатурены плоские, где из двух сторон были выполнены два пилястра несложной формы. Окна прямоугольны с простым обрамлением. Арочные окна есть только над входом в церковь. В основу церкви положена традиционная для Украины трехдиль-на схема, реформированная под воздействием классицизма в центральную ротон-дову композицию (влияние петербуржской архитектуры XIX ст.) Развитой монументальный купол подчиняет себе все части сооружения, створюючи характерный для Волыни силуэт. К югу от храма по вехе южного фасада размещена трех-пилонна арочная колокольня без цоколя, увенчанная треугольным фронтоном.С тех времен храм почти не перестраивался. Тяжелые двери закриваються массивным замком, а размеры и вес ключа говорят о давних умениях слесарей. Решением Совета Министров УССР церковь, как памятник архитектуры, взятая под охрану государства, охранительный номер 1043. В храме даже в ясный день господствует полумрак. Из тех далеких времён здесь сохранились иконостас, Райские ворота, Голгофа, иконы Спасите-ля, Богородицы и святителя Миколая. Свитязяни любят свой храм, заботятся о его благоустройстве. Здесь даже среди зимы много живых цветов.За документами 1860 года в церкви утвари мало, но этого достатньо для богослужений. Земли при храме 135 десятин. Священник проживав в пятикомнатном доме с кухней. Жалеет причту - 202 карбованці серебром. В этом же году Свитязь посетил Архиепископ Антоний. После конфискации богатств Браницких озеро Свитязь могли викупить крестьяне, но они этого не сделали, тогда оно было подарено за выдающиеся заслуги генерал-губернатору Михайлови Драгомирову, о котором рассказывали, что это был человек благородный, который не очень изыскивал окружающий люд. Он приезжал на озеро только несколько раз, мечтал о подъеме рыбного хозяйства, отправил для этого специально какого-то еврея Гирдвайня, исследовал с ним железные джерела, но вскоре умер, так ничего не внедрив. В 1887 году на Свитязи было большое наводнение. Вода прибывала очень быстро, залила достаточно много лугов и человеческих усадеб. Испугавшиеся жители обратились к Драгомирова, чтобы позволил прокопать канал к озеру Луга, что лежало к северу от Свитязя. После длинных уговариваний (боясь, что вместе с водой из озера пойдет и рыба) владелец дал согласие. На роботу вышли все жители близлежащих сел и за одну ночь прокопали канал протяженностью почти три километра - уровень воды спал на 4 метра. В 1891 году в с.Свитязь открыта церковно-приходская школа, а в 1900 году на государственные средства построено помещение для нее. От Волынского епархиального совета на школу выделялось 120 руб., от общества - 91 руб. Например, в 1911 году здесь училось 65 мальчиков и 5 девочек. Законоучителем на то время был священник Лясковецкий Володимир Иосифович, который получал в год от казны 300 руб. от церковной земли - 75 руб., кружечного доходу было 165 руб. Парафия насчитывала больше 3 тыс. прихожан. А в Свитязи на то время зарегистрировано 7 римо-католиков, 140 иудеев, 1 лютеранин. В 1905 году Петропавловску церковь посетил Володимир-волинский епископ Арсений, а в 1910 г. - святитель Фадей (Успенский). В1899 году исследование грунта о.Свитязь проводит молодой ученый из Киева - Павел Аполлонович Тутковский (будущий академик АН УССР). Вот как он описывает волынскую жемчужину: «Огромная, могучая, чорно-синяя водная площадь... Языков огромная бархатная плахта, усеянная сапфирами, изумрудами, бриллиантами, беспокойно двигается, дрожит; по ней ходят друг за другом огромные валы и буруны, словно на море, с белыми «зайчиками», как белыми тучками или жемчужинами, которые то появляются, то вдруг исчезают. Он допускал, что именно здесь, в районе озера, остановил свой путь большой ледник, который спустился сюда из Скандинавии. Вдоль берегов озера, на полях, на горбах можно натолкнуться на огромные валуны, принесенные ледником. Существуют даже подводные свитязьки «горы»: Середня, Тучная, Черешева, Скитска... Исследования ученого были опубликованы в 1901 году в журнале «Киевская старина».
В1909 году в Свитязи побывал первый турист- господин Ренард (С.Чарноцький), который опубликовал свои заметки в варшавском журнале.В следующем году под впечатлением от публикаций сюда прибывает доктор зоологии Львовского университета Бенедикт Дибовский с фотографом Брониславом Данейком. Здесь на береге этого прекрасного озера они почувствовали себя Колумбами. Возможно, оно так и было. Они первые откривали Свитязь для мира. Первая мировая война принесла разрушение, смерть и горе. Не минула она и Петропавловского храма. Из его колокольни сняли звоны, очевидно, для переплавки на оружие. По окончанию войны парафия входит в состав Православной Церкви в Польше, относится к Варшавськой епархии. С 1918 года настоятелем храма стал священник Анастасий Абрамович, который был хорошим душ пастырем, высокообразованным человеком, общественным деятелем, выдающимся педагогом. Это были нелегкие годы: польская власть врезает церковные земли - из 150га в 1921р. осталось 38га в 1937р. Годовой доход церкви составлял 816 злотых, а разные налоги забирали 500 злотых. Но, невзирая на трудности, парафия в 1923 году строит каплицу в с. Голядин. в 1926 году на средства парафиян перекрита крыша церкви бляхой, а это стоило 8 тыс. злотых. При церкви существует братство святого пророка Ильи.В 1926 году о.Свитязь купил Игнат Прусакевич. В 1939 году с приходом советской власти Свитязьку церковь относят к составу Волынской епархии. А в 1944 - Волынско-ровенской епархии РПЦ. Божьей милостью церковь никогда не закрывалась. Долгое время здесь сохранялась утварь из Забузькой церкви, закрытой безбожниками, тепер оно возвращено владельцам. Правда в 1967-68 годах на протяжении 9-ти месяцев службы в храме не было. Тогда Свитязяни стучали в двери райкома, обкома, добирались в Киев и добились своего. К ним приехал новый настоятель храма о. Сергий Мельничук, о котором с теплотой до этого времени вспоминают люди. Это были времена, когда молодым людям запрещалось ходить в храм, крестить детей, венчаться, святить пасху. Та душа человеческая по своей природе христианка, потому человек иногда подсознательно идет туда, где чувствует Благодать Святого Духа.Потому, когда о. Адам Матиюк в 80-х годах XX ст. затеял ремонт, его радостно поддержали все Свитязяни, каждый допомагав, чем мог. Так средствами парафии в 1988 году группа реставраторов из Рівненщини осуществила необходимые внутренние и внешние ремонтные работы. О. Адам Матиюк родился 12.08 1931 года в семье набожных селян в с. Кримно. Закончил семилетнюю школу, работал на хозяйственных работах. В 1951 году вступил к Луцкой духовной семинарии но учеба была прервана трехлетней службой в армию. После армии (1958 год) получил профессию священника. Рукоположений в том же году владыкой Паладием во Львове. О. Адам получил парафию на Тернопольщине, где служил до 1984 года (25 лет). В 1984 году был направлен в Свитязь, где служил до 1998 года.О. Адам имел все награды священника. В 1998 году о. Адама парализовало, он был прикован к кровати. Умер 8.11. 2006 года. Вечная ему память! А церковным хором на протяжении 1984 -1999 году руководила матушка Раиса.
ОСНОВАНИЕ И НАСТОЯЩЕЕ ОБИТЕЛИ
в 1999 году для Петропавловского храма начинается новая страничка истории. С приходом о. Василия Демъянчука при церкви начинает действовать воскресная школа, осуществлено перекрытие храма, заново побелены стены извне, возвращена частица прежней церковной земли (1,25га), к алтарной части храма достроена пономариха, сделано отопление в церкви. С 1999 по 2004 год при Свитязький парафии на турбазе каждое лето действовал православный лагерь для детей-сирот. Основателем его был Високо-преосвященнийший Владыка Симеон, архиепископ Володимир-волинский и Ковель.Начинался и заканчивался день лагеря молитвой и крестным ходом с иконой и свечами вокруг территории. На протяжении дня духовные беседи чередовались с играми на библейскую тематику, пантомимами, сценками, конкурсами рисунков, изучением и пением песен. Кроме того, деть купались, загорали, играли в спортивные игры, ходили в лес на экскурсии, принимали лечебные процедуры, пять раз в день питались. Деть обязательно приступали к таинству Исповеди и Причастия, ездили на екскурсию в Володимир-волинский и Холодно. Теперь православный лагерь в Свитязи не действует - это очень дорого. Но есть надежда, что он возобновит свою деятельность, когда будет сведен братский корпус. 27 сентября 2001 года в Свитязьском храме замироточила Почаив- ска икона Божьей Матери. С того времени поток людей, которые приезжали на мо- литву, увеличился. А вокруг настоятеля собираются люди, которые ищут духовной жизни. Первыми были Сергей Крамар, Александр Шиндяпин (теперь священнодиякон Нифонт), Сергей Омелянюк (теперь иерей) А 29 марта 2002 года впервые в истории парафии здесь состоялось монашеское пострижение (настоятель храма о. Василий стал иеромонахом Арсением), а на следующий день - хиротония диакона Федора Шопука (тепер священник храма с. Свитязьки Смоляри). Тогда же Владыка Симеон объявил о переименовании храма с. Свитязь в Петропавливский скит Низкиницкого мужского монастыря. Когда наступило время копать рвы под фундамент братского корпусу, к о. Арсению подошел житель с. Омеляне и сказал, что ему еще 20 лет тому назад приснился сон, будто на поле (здесь один селянин долгое время выращивал тюльпаны на продажу, они теперь часто выбрасывают зеленые листочки из земли) тюльпанчика копая рвы. Он спросил тогдашнего батюшку: «Что здесь будет?» - «Монастырь», - ответил тот. 28 октября 2003 года архиепископом Володимир-волинским и Ковелем было звершено Литургию и молебен и заложено нарижной камень храма в честь иконы Божьей Матери «Спорительниця хлебов» но капсулу с документом об основании Петропавловской обители.16 апреля 2005 года на Божественной Литургии Владыка Симеон объявил о переименовании скита в Свитязький Петропавливский мужской монастырь. За последние годы здесь крестными ходами побывали Кровоточивый образ Спасителя (летом 2004р.), иконы из Иллинского храма Чернобыля (летом 2005р.)/ мощи святых мучеников Холмских и Подляшские (23 июня 2007р.). В храме святых Апостолов Петра и Павла есть иконы Иова и Амфилохия Почаивских. Кто иногда бывает здесь, может на них даже не обратить внимания. Насельники монастыря заметили на них маленькие капельки мира, которые теперь превращаются в темные пятна и спускаются ниже по иконам. Такие же пятна замечены на иконах и в самом Почаеви. Стараниями настоятеля в феврале 2007 года в монастырь прибывшая частица мощей угодника Божьего из горы Синай. 11 июля 2007 года сюда привезен ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-печерских, для тех свитязян и гостей обители, кто нуждается в молитве преподобных отцов, теперь они всегда рядом. В 2006 году сестры Ирина Дацюк та Лилия Звъягинцева украсили двор Петропавловского храма стеллой с горельефным изображением Святых Апостолов и скульптурой Ангела. А как милуют глаз цветники, оформленные о. Федором и пресмотренные кассиром Людмилой Носулич. Но не больше всего ли проблем, связанных со строительством а их чаще всего решают игумен Арсений и церковный староста Николай Пилиповець. А работать приходиться всем селянам. Хорошо, если появляется помощь со стороны, монахи всегда искренне молятся за тех, кто хотя бы день-два поработают для блага святой обители. Иконо Ангело-хронителя из иконостоса. Сегодня в монастыре несут послух: игумен Арсений (Демъянчук) - настоятель, иерей Сергей (Омелянюк), иерей Федор (Шопук), иерей Иоанн (Крошетецкий), иеромонах Иов, священнодиякон Нифонт Шиндяпин, трудник Виталий Головий, трудник Анатолий Кудрявцев. В обители постоянно действует только Петропавловская церковь (храмы в честь иконы Божьей Матери и Алексея, Мужчины Божьего, строятся). Храм открыто с 7.00 до 21.00. Здесь осуществляются богослужения суточного круга и отправляются службы, для желающих в летний период проводятся экскурсии. Ежедневно здесь совершается молитва за братию и прихожан, покровителей и благотворителей.
|