facebook

                                  Ездим Сами – лучшие места отдыха в Украине

ИЗ ИСТОРИИ СВИТЯЗЯ И ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ХРАМА
Статьи - Шацкие озера

База отдыха «Фемида–интер»

Величественно катят сыни, украшенные волшебными бриллиантами, волны красавец Свитязь. Тысячи людей объяснялись ему в самых чистых, самых благородных чувствах, однако ничего не влияет на его невозмутимость, спокойно приветствует он того, кто приходит с хорошими намерениями и того, кто оставляет на его берегах физическую или моральную грязь. За свою долгую
жизнь пришлось увидеть всякого, могучий врач, время стерло из памяти не одну кровавую рану.
Когда первый поселенец подошел к озеру и всмотрелся в его голубю даль, то, видимо, подумал: не море ли это? Что там за горизонтом? Может то синь озерная голубится в зеленых массивах лесов или зеленые острова плавают в сини озерной?
О размерах озера ходят легенды. Длина его 9,3 км, ширина 4,8 км, средняя глубина - 7м, а у северо-западной части озера обнаружена западина 58,4м. Украинский Байкал глубже прославленного венгерского Балатона, и легендарную белорусскую Нароч. При лето в Свитязи прогреваются только поверхностные воды, на глубине температура воды составляет 6-8 градусов. Озерная вода очень чиста, прозрачна и светла, зимой мелкие предметы в ней можно видеть на глубине 5 и больше метров.
Свитязь озеро карстового происхождения. Питают его артезианские источники. Берега и дно составлены из белого мела и прикрыты песчаными ледниковыми отложениями "Без Бога ни к порогу", - по такому правилу жили наши предки, потому что уже в архивных документах за 1531 год вспоминается о церкви и пара­фию с.Свитязь, что входила в состав Любомильской протопопии. Именно же поселение относилось к Любомильского староства Хомской земли Руского воеводства Польши. В налоговых реестрах Хомской земли за 1533 год вспоминается, что храм с.Свитязь платил на год 16 грошив налога, а в 1564 и 1589 годах - 2 форинта.
Историки твердят, что на то время Свитязь принадлежал князьям Сангушкам, которые происходили из рода князя Владимира Святого, что это были князья древнерусские, православные. Действительно, листая архивные докумен­ти, находим запись, которая сделала в Свитязи князь Роман Сангушко, ста­роста Житомирский в апреле 1560 года. Его отец - Федор Сангушко (владимирский староста (1531-1547), маршалок Волынской земли (1531-1547)) был неутомимым поборником Православия, меценатом многочисленных храмов древнего
Владимира, Берестия, Киева, Свободная, Луцка, а также основателем церкви святого Миколая в Милецкому монастыри, Видубицкого, Жидичинского и Зимненского монасти­рів. Похороненный в Киево-печерской Лавре. Роман Сангушко же из дру­жиною похороненные в княжеской усыпальнице в Милецкому монастыри согласно их завещанию.
К тому же времени относятся и первые научные исследования о.Свитязь. Фламандский картограф Герард Меркатор дважды делает попытку нанести озеро на карту. По его данным длина Свитязя была сверх 15км, ширина - больше 10км. Действительно ли это было так? На этот вопрос могут дать ответ только ученые.
А свитязька церковь после Берестейской унии 1596 года под давлением католической Польши становится униатской, ее священники, которые придерживаются восточного обряда поддаются издевательством со стороны польских землевладельцев. Так в 1719 году священники с.Свитязь (о. Василий Лобачевский) и с.Пульмо подавали жалобу на шляхтичей
Яна Мицельского и Анну Сесчивитовску за грубое отношение к ним.  Но имела церковь и своих покровителей: князь Дмитрий Корибут Вишневский, староста Любомильский, выдал ей разрешение на собственные угодья.
6 июля 1659 года дипломом короля Яна Казимира Любомльске староство вотчинным земским правом (в том числе и Свитязь) было подарено киевскому воеводе, гетману Запорожских войск Ивану Виговскому, а после его смерти - сыну Остапу. Юридически Виговски владели им до 1768 года, но жили здесь намного дольше.
А 2 мая 1775 года Любомль с прилегающими к нему землями был передарен графу Францишеку-ксаверию Браницкому когбудто за то, что он в 1762 году спас от смертельной опасности будущего короля Польши Станислава-августа Понятовского. Поляки о графе писали: «От самых молодых лет отважный и веселый, пренебрегал безопасностью, безумный безумец .Был толковым, быстрым  но не ученым. Стрелял на лету, в колодку ножа попадал издалека». Но одевался не за польским обычаем, а по-козацки.  Граф в Свитязи позволил свободную рубку леса для храма.
После третьего деления Польши в 1795 году вся территория Любо-мильского староства была присоединена в Волынь. Начался процесс возвращения в Православие. Так Свитязька церковь стала относиться к Любомильского благочинного округа Володимир-волинского уезда Волынской епархии.
В ведомости о церкви свя­тих апостолов Петра и Павла от 23.12.1796 года отмечено, что храм деревянный, старый, но к священнослужения пригодный. Имеет приписные села Смоляри и Голядин. В с.Свитязь насчитывается 101 двор, 508 взрослых жителей, всего же при­хожан с приписными селами - 643, к церкви принадлежало
пахотной земли в три смены на 27 дней на 21 косаря.
22 января 1834 года храм згорев от недоженной свечи. Удалось спасти легкие вещи, книги, копии
метрических книг, начиная с 1799
году. Но уже в 1835 году свитязяни свели деревянную каплицу из дзвиницею, которая имела то же название.  Возможно, ее строили ближе к озеру.  В начале 1840-х годов стараниями сына Ксаверия граф Вла­дислава Браницкого (1782-1843) в Свитязи начат строительство каменной церкви. Село тогда насчитывало 140 дворов и 1150 жителей. Строительство же храма закончила жена Владислава - графиня Роза Станиславовна Потоцка уже после смерти мужчины. Известно, что семья Браницких построила храмы в Шацку и в Главном.
В 1846 году церковь была освящена. Священниками на то время были о.Федор Тетеруковский (до 1843 г.) и о. Свфимий Пинькевич (из 1843 г. и позже). Сооружение сведено на восточном берегу озера, одноку-польна. Центральная часть имеет в своей основе круг, с запада к ней пристроен притвор, с востока - алтарь. Из юга и севера - четирех-колонни тосканские портики с двускатной крышей. Центральная часть выше, она завершается куполом,

который переходит в небольшой бара­бан, завершенный луковицей с крестом.  Второй ярус завершается карнизом. Фасады церкви оштукатурены плоские, где из двух сторон были выполнены два пилястра несложной формы. Окна прямоугольны с простым обрамлением. Арочные окна есть только над входом в церковь.
В основу церкви положена традиционная для Украины трехдиль-на схема, реформированная под воздействием классицизма в центральную ротон-дову композицию (влияние петербуржской архитектуры XIX ст.) Развитой монументальный купол подчиняет себе все части сооружения, створюю­чи характерный для Волыни силуэт.
К югу от храма по вехе южного фасада размещена трех-пилонна арочная колокольня без цоколя, увенчанная треугольным фронтоном.С тех времен храм почти не перестраивался. Тяжелые двери закри­ваються массивным замком, а размеры и вес ключа говорят о давних умениях слесарей.
Решением Совета Министров УССР церковь, как памятник архитектуры, взятая под охрану государства, охранительный номер 1043.
В храме даже в ясный день господствует полумрак. Из тех далеких времён  здесь сохранились иконостас, Райские ворота, Голгофа, иконы Спасите-ля, Богородицы и святителя Миколая.
Свитязяни любят свой храм, заботятся о его благоустройстве. Здесь даже среди зимы много живых цветов.За документами 1860 года в церкви утвари мало, но этого до­статньо для богослужений. Земли при храме 135 десятин. Священник про­живав в пятикомнатном доме с кухней. Жалеет причту - 202 кар­бованці серебром. В этом же году Свитязь посетил Архиепископ Антоний.
После конфискации богатств Браницких озеро Свитязь могли ви­купить крестьяне, но они этого не сделали, тогда оно было подарено за выдающиеся заслуги генерал-губернатору Михайлови Драгомирову, о котором рассказывали, что это был человек благородный, который не очень изыскивал  окружающий люд. Он приезжал на озеро только несколько ра­з, мечтал о подъеме рыбного хозяйства, отправил для этого специально какого-то еврея Гирдвайня, исследовал с ним железные дже­рела, но вскоре умер, так ничего не внедрив.  В 1887 году на Свитязи было большое наводнение. Вода прибывала очень быстро, залила достаточно много лугов и человеческих усадеб. Испугавшиеся  жители обратились  к Драгомирова, чтобы позволил прокопать канал к озеру
Луга, что лежало к северу от Свитязя. После длинных уговариваний (боясь, что вместе с водой из озера пойдет и рыба) владелец дал согласие. На робо­ту вышли все жители близлежащих сел и за одну ночь прокопали канал протяженностью почти три
километра - уровень воды спал на 4 метра.
В 1891 году в с.Свитязь открыта церковно-приходская школа, а в 1900 году на государственные средства построено помещение для нее. От Волынского епархиального совета на школу выделялось 120 руб., от общества  - 91 руб. Например, в 1911 году
здесь училось 65 мальчиков и 5 девочек.
Законоучителем на то время был священник Лясковецкий Воло­димир Иосифович, который получал в год от казны 300 руб.
от церков­ной земли - 75 руб., кружечного доходу было 165 руб. Парафия насчитывала больше 3 тыс. прихожан. А в Свитязи на то время зарегистрировано 7 римо-католиков, 140 иудеев, 1 лютеранин.
В 1905 году Петропавловску церковь посетил Володимир-волинский епископ Арсений, а в 1910 г. - святитель Фадей (Успенский).
В1899 году  исследование грунта  о.Свитязь проводит молодой ученый из Киева - Павел Аполлонович Тутковский (будущий акаде­мик АН УССР).
Вот как он описывает волынскую жемчужину: «Огромная, могучая, чор­но-синяя водная площадь... Языков огромная бархатная плахта, усеянная сап­фирами, изумрудами, бриллиантами, беспокойно двигается, дрожит; по ней ходят друг за другом огромные валы и буруны, словно на море, с белыми «зайчиками», как белыми тучками или жемчужинами, которые то появ­ляются, то вдруг исчезают.  Он допускал, что именно здесь, в районе озера, остановил свой путь большой ледник, который спустился сюда из Скандинавии. Вдоль бере­гов озера, на полях, на горбах можно натолкнуться на огромные валуны, принесенные ледником. Существуют даже подводные свитязьки «горы»: Серед­ня, Тучная, Черешева, Скитска...
Исследования ученого были опубликованы в 1901 году в журнале «Киевская старина».

В1909 году в Свитязи побывал первый турист- господин Ренард (С.Чарноцький), который опубликовал свои заметки в варшавском журнале.В следующем году под впечатлением от публикаций сюда прибывает доктор зоологии Львовского университета Бенедикт Дибовский с фотографом Брониславом Данейком. Здесь на береге этого прекрасного озера они по­чувствовали себя Колумбами.
Возможно, оно так и было. Они первые откри­вали Свитязь для мира.
Первая мировая война принесла разрушение, смерть и горе. Не минула она и Петропавловского храма. Из его колокольни сняли звоны, очевидно, для переплавки на оружие. По окончанию войны парафия входит в состав Православной Церкви в Польше, относится к Вар­шавськой епархии.
С 1918 года настоятелем храма стал священник Анастасий Абра­мович, который был хорошим душ пастырем, высокообразованным человеком, общественным деятелем, выдающимся педагогом. Это были нелегкие годы: польская власть врезает церковные земли - из 150га в 1921р. осталось 38га в 1937р. Годовой доход церкви составлял 816 злотых, а разные налоги забирали 500 злотых. Но, невзирая на трудности, парафия в 1923 году строит каплицу в с. Голядин. в 1926 году на средства парафиян перекри­та крыша церкви бляхой, а это стоило 8 тыс. злотых. При церкви существует братство святого пророка Ильи.В 1926 году о.Свитязь купил Игнат Прусакевич.
В 1939 году с приходом советской власти Свитязьку церковь относят к составу Волынской епархии. А в 1944 - Волынско-ровенской епархии РПЦ.
Божьей милостью церковь никогда не закрывалась. Долгое время здесь сохранялась утварь из Забузькой церкви, закрытой безбожниками, те­пер оно возвращено владельцам.
Правда в 1967-68 годах на протяжении 9-ти месяцев службы в храме не было. Тогда Свитязяни стучали в двери райкома, обкома, добирались в Киев и добились своего. К ним приехал новый настоятель храма о. Сер­гий Мельничук, о котором с теплотой до этого времени вспоминают люди.
Это были времена, когда молодым людям запрещалось ходить в храм, крестить детей, венчаться, святить пасху. Та душа человеческая по своей природе христианка, потому человек иногда подсознательно идет туда, где чувствует Благодать Святого Духа.Потому, когда о. Адам Матиюк в 80-х годах XX ст. затеял ремонт, его радостно поддержали все Свитязяни, каждый допо­магав, чем мог. Так средствами парафии в 1988 году группа реставраторов из Рів­ненщини осуществила необходимые
внутренние и внешние ремонтные работы.
О. Адам Матиюк родился 12.08 1931 года в семье набожных се­лян в с. Кримно. Закончил семилетнюю школу, работал на хозяйственных работах.
В 1951 году вступил к Луцкой духовной семинарии но учеба была прервана трехлетней службой в армию. После армии (1958 год) получил
профессию священника. Рукоположе­ний в том же году владыкой Паладием во Львове. О. Адам получил па­рафию на Тернопольщине, где служил до 1984 года (25 лет). В 1984 году был направлен в Свитязь, где служил до 1998 года.О. Адам имел все награды священника.
В 1998 году о. Адама парализовало, он был прикован к кровати. Умер 8.11. 2006 года. Вечная ему память!
А церковным хором на протяжении 1984 -1999 году руководила матуш­ка Раиса.

 

ОСНОВАНИЕ И НАСТОЯЩЕЕ ОБИТЕЛИ

в 1999 году для Петропавловского храма начинается новая страничка ­истории. С приходом о. Василия Демъянчука при церкви начинает действовать воскресная школа, осуществлено перекрытие храма, заново побелены стены извне, возвращена частица прежней церковной земли (1,25га), к алтарной части храма достроена пономариха, сделано отопление в церкви.
С 1999 по 2004 год при Свитязький парафии на турбазе каждое лето действовал православный лагерь для детей-сирот. Основателем его был Високо-преосвященнийший Владыка Симеон, архиепископ Володимир-волинский и Ковель.Начинался и заканчивался день лагеря молитвой и крестным хо­дом с иконой и свечами вокруг территории. На протяжении дня духовные бе­седи чередовались с играми на библейскую тематику, пантомимами, сценка­ми, конкурсами рисунков, изучением и пением песен. Кроме того, деть купались, загорали, играли в спортивные игры, ходили в лес на экскурсии, принимали лечебные процедуры, пять раз в день питались. Деть обязательно приступали к таинству Исповеди и Причастия, ездили на екс­курсию в Володимир-волинский и Холодно. Теперь православный лагерь в Свитязи не действует - это очень дорого. Но есть надежда, что он возобновит свою деятельность, когда будет сведен братский корпус.  27    сентября 2001 года в Свитязьском храме замироточила Почаив-
ска икона Божьей Матери. С того времени поток людей, которые приезжали на мо-
литву, увеличился. А вокруг настоятеля собираются  люди, которые ищут
духовной жизни. Первыми были Сергей Крамар, Александр Шиндяпин
(теперь священнодиякон Нифонт), Сергей Омелянюк (теперь иерей)
А 29 марта 2002 года впервые в истории парафии здесь состоялось монашеское пострижение (настоятель храма о. Василий стал иеромонахом Арсением), а на следующий день - хиротония диакона Федора Шопука (те­пер священник храма с. Свитязьки Смоляри). Тогда же Владыка Симеон объявил о переименовании храма с. Свитязь в Петропавливский скит Низкиницкого мужского монастыря.  Когда наступило время копать рвы под фундамент братского корпу­су, к о. Арсению подошел житель с. Омеляне и сказал, что ему еще 20 лет тому назад приснился сон, будто на поле (здесь один селя­нин долгое время выращивал тюльпаны на продажу, они  теперь часто выбрасывают зеленые листочки из земли) тюльпанчика копая рвы. Он спросил тогдашнего батюшку: «Что здесь будет?» - «Монастырь», - ответил тот.
28    октября 2003 года архиепископом Володимир-волинским и
Ковелем было звершено Литургию и молебен и заложено нарижной камень храма в честь иконы Божьей Матери «Спорительниця хлебов»
но капсулу с документом об основании Петропавловской обители.16 апреля 2005 года на Божественной Литургии Владыка Симеон объявил о переименовании скита в Свитязький Петропавливский мужской монастырь.
За последние годы здесь крестными ходами побывали Кровоточивый образ Спасителя (летом 2004р.), иконы из Иллинского храма Чернобыля (летом 2005р.)/ мощи святых мучеников Холмских и Подляшские (23 июня 2007р.).
В храме святых Апостолов Петра и Павла есть иконы Иова и Амфилохия Почаивских. Кто иногда бывает здесь, может на них даже не обратить внимания. Насельники монастыря заметили на них маленькие капельки мира, которые теперь превращаются в темные пятна и спускаются ниже по иконам. Такие же пятна замечены на иконах и в самом Почаеви.
Стараниями настоятеля в феврале 2007 года в монастырь прибывшая частица мощей угодника Божьего из горы Синай.
11 июля 2007 года сюда привезен ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-печерских, для тех свитязян и гостей обители, кто нуждается в молитве преподобных отцов, теперь они всегда рядом.  В 2006 году сестры Ирина Дацюк та Лилия Звъягинцева украсили двор Петропавловского храма стеллой с го­рельефным изображением Святых Апостолов и скульптурой Анге­ла. А как милуют глаз цветники, оформленные о. Федором и пресмотренные кассиром Людмилой Носулич.
Но не больше всего ли про­блем, связанных со строительством а их чаще всего решают игумен Арсений и церковный староста Николай Пилиповець. А работать  приходиться всем селянам. Хорошо, если появляется помощь со стороны, монахи всегда искренне молятся за тех, кто хотя бы день-два поработают для блага святой обители.
Иконо Ангело-хронителя из иконостоса. Сегодня в монастыре несут послух: игумен Арсений (Демъянчук) - настоятель, иерей Сергей (Омелянюк), иерей Федор (Шопук), иерей Иоанн (Крошетецкий), иеромонах Иов, священнодиякон Нифонт Шиндяпин, трудник Виталий Головий, трудник Анатолий Кудрявцев.
В обители постоянно действует только Петропавловская церковь (храмы в честь иконы Божьей Матери и Алексея, Мужчины Божьего, строятся). Храм открыто с 7.00 до 21.00. Здесь осуществляются богослужения суточного круга и отправляются службы, для желающих в летний период проводятся экскурсии.
Ежедневно здесь совершается молитва за братию и прихожан, покровителей и благотворителей.