facebook

                                  Ездим Сами – лучшие места отдыха в Украине

«УКРАИНСКИЙ БАЙКАЛ»
Статьи - Шацкие озера

 «Украинским Байкалом» называют в народе озеро Свитязь. И небезосновательно: Свитязь — одно из самых больших озер на Украине. Площадью своей водной поверхности оно уступает только озерам Дунайских плавней.
Свитязь — озеро карстового происхождения. Питают его артезианские источники.
Некоторые ученые выводят название озера от древнеисландского корня, который означает «белое озеро», «свет», другие — от литовского «утро».

О размерах Свитязя, особенно о его глубинах, ходят легенды. Из уст в уста передаются рассказы о том, что достигает он по вертикали даже 85 метров! Такую глубину вроде бы замерили со льда зимой. По глубине Свитязь не имеет себе равных па Украине. Далеко оставляет он и прославленный венгерский Балатон, и легендарную белорусскую Нарочь. Лишь чуть-чуть уступает высокогорным озерам Альп, Кавказа и Памира. Средняя глубина Свитязя 7 метров, а во впадине северо-западной части озера  около 58 метров. Над возвышениями дна посреди озера глубина резко уменьшается и составляет один-два метра. Прибрежная же полоса мелководна. Еще один весомый козырь Свитязя: самобытность. Не берет он милостыни, дани ни от кого. Питается только водами источников. Тут уж пусть позавидует ему даже Байкал, в который впадает более трехсот речек.


...В давние времена Свитязь и окрестные озера относились к Холмщине, позднее — к ратненскому староству. Они переходили от одного богача к другому, неизменно принося им огромные прибыли. Жителям же близлежащих сел в озерах запрещалось даже мочить коноплю. Ловить рыбу они могли лишь украдкой, что было опасно, ибо государственная монополия имела зоркий глаз и чуткое ухо. В господские хозяйства можно было наняться рыбаком за мизерную плату — 30—50 копеек и за... стопку водки. Но и для этого нужно было иметь лодку, а здесь на четыреста крестьянских хозяйств имелись они лишь у попа и дьяка.
Свысока смотрели заносчивые польские паны па местное население, способное, по их мнению, только пить, теряя при этом свою память и ум.
Шли годы, росла слава Свитязя как прекрасной здравницы. Его чистая вода, обладающая целебными свойствами, заменяла косметические кремы и должна была поддерживать угасающую панскую красоту. Воду Свитязя, от которой, по свидетельству народной легенды, сбежала холера, заказывали для своих ванн великосветские красавицы Варшавы.

...Там, где теперь озеро, процветал когда-то пышный город, правил которым Туган. Далекими и тревожными были те времена, частыми — побоища и набеги. И вот — прокатилась новая тревога. На земли соседа — князя Мендога — двинулось чужое войско. Просит он помощи у славного Тугана, и князь, верный боевой присяге, собирает храбрых воинов на выручку побратиму. Трубы трубят поход, выступает в дорогу княжеская дружина. Уже за воротами князя останавливает тревожная мысль: он оставляет город без защиты. Печальный возвращается он домой и рассказывает о своей тревоге дочери. Девушка успокоила отца: она видела чудесный сон, в котором явился ей ангел и пообещал надежную оборону городу. Послушал отец дочку.


На опустевший город опустилась темная ночь, и под ее покровом враг подкрался к городским стенам. Громыхает таран. Падают ворота. Охваченные ужасом, горожане бросаются к княжескому замку. В отчаянии обращает к небу молящий взор княжна:
Чем нам покориться противнику злому — Мольбу нашу, боже, приемли: Пускай поразят нас небесные громы, Пусть ляжем мы заживо в землю!
Не успели затихнуть слова и город ушел в землю, а на его месте образовалось озеро. Купавами взошла на нем непорочная девичья краса. Чужие воины, разгорячившись в бою, начали украшать теми цветами боевые доспехи. Но каждый, кто тянулся к воде за чудесным цветком, падал, пораженный страшной болезнью.


Такую легенду рассказала жительница подводной яскини заносчивому пану, который, решившись разгадать вечную тайну озера, неводом вытащил фантастическое существо на берег.
Литовский вариант этой легенды, услышанный Адамом Мицкевичем на берегах белорусского Свитязя (с таким названием есть два озера — на Украине и в Белоруссии), лег в основу его баллад «Свитезь» и «Свитезянка», написанных в 1820—1821 годах в Плужинах. Таким образом, и наше озеро причастно к имени великого польского поэта, хотя и опосредствованно, через легенду, в равной степени касающуюся двух озерных побратимов — белорусского и украинского.


Своими корнями легенда уходит в древние времена Игоря, Ольги, Святослава и Владимира, при княжении которых к Киевской Руси были присоединены земли, где находятся Свитязи. В летописи под 983 годом зафиксирован поход киевского князя, который «иде... на ятвяги и победи ятвяги и взя землю их». Имя Мендога (Миндовга) возвращает нас к другой исторической эпохе, а идеализированный образ его в легенде противоречит исторической правде. На фоне средневековья Миндовг предстает прежде всего как жестокий завоеватель, который дважды захватывал Черную Русь.